
В «Записке Дурново» рассматривается консервативная альтернатива тому пожару, который охватил Европу Пол Робинсон (Paul Robinson)
В этом году мы отмечаем 100-летнюю годовщину начала Первой мировой войны, и есть смысл вспомнить тех, кто предупреждал о надвигающейся катастрофе, чтобы отметить их мудрость и воспользоваться ею для продвижения дела мира в наше время. Даже через сто лет мы можем многому научиться у людей, видевших то, что остальные видеть не желали.
Эту записку иногда называют «Меморандумом Дурново». Она является одним из самых замечательных консервативных антивоенных документов, которые были когда-либо написаны, и заслуживает того, чтобы прочитать ее полностью, а затем подробно проанализировать. Дурново не все изложил правильно, и многое из написанного им актуально лишь для того конкретного периода времени, когда он готовил свой документ. Но прогнозы Дурново оказались поразительно точны, а мысли и принципы, лежащие в основе его аргументов, сохраняют свою значимость и по сей день.
Свою записку Дурново начинает с заявления царю о том, что центральным фактом европейской политики является борьба между Германией и Англией. По его словам, это не может со временем не привести к войне, которая не ограничится двумя странами. «Основные группировки при будущей войне очевидны: это Россия, Франция и Англия с одной стороны, Германия, Австрия и Турция – с другой». Италия, продолжал Дурново, скорее присоединится к первой группировке, чем к последней, как и Сербия с Черногорией. Болгария же выступит на стороне «центральных» держав. Румыния «останется нейтральной, пока весы счастья не склонятся на ту или другую сторону». Это был точный прогноз.
Главная тяжесть войны, написал Дурново, выпадет на долю России, так как Англия к принятию широкого участия в континентальной войне едва ли способна, а Франция, бедная людским материалом, при тех колоссальных потерях, которыми будет сопровождаться война при современных условиях военной техники, вероятно, будет придерживаться строго оборонительной тактики. Роль тарана, пробивающего самую толщу немецкой обороны, достанется нам.
Но Россия была не готова к войне. Ее поражение вполне вероятно, а результатом станет революция, писал Дурново.
Беда начнется с того, что все неудачи будут приписаны правительству. В законодательных учреждениях начнется яростная кампания против него, как результат которой в стране начнутся революционные выступления. Эти последние сразу же выдвинут социалистические лозунги, единственные, которые могут поднять и сгруппировать широкие слои населения, сначала черный передел, а засим и общий раздел всех ценностей и имущества. Побежденная армия, лишившаяся, к тому же, за время войны наиболее надежного кадрового своего состава, охваченная в большей части стихийно общим крестьянским стремлением к земле, окажется слишком деморализованною, чтобы послужить оплотом законности и порядка. Законодательные учреждения и лишенные действительного авторитета в глазах народа оппозиционно-интеллигентные партии будут не в силах сдержать расходившиеся народные волны, ими же поднятые, и Россия будет ввергнута в беспросветную анархию, исход которой не поддается даже предвидению.
Именно так все и произошло.