Со времен Вудро Вильсона внешняя политика США основана на сочетании двух элементов - принципов и интересов. Интересы, это как обычно: геополитика, нефть, торговля и проч. Принципы вытекают из внутреннего устройства США - демократии и прав человека. Результат редко бывает черно-белым, как правило это 50 оттенков серого.
Иногда интересы вынуждают поступиться принципами, как в случае с Саудовской Аравией или РФ до украинского кризиса. В реальной жизни приходится балансировать и устанавливать приоритеты. Был ли морально оправдан союз со Сталиным против Гитлера? Поддержка Саддама против Аятоллы Хумейни? Автократии Кувейта против Саддама? Асада против исламистов или исламистов против Асада. Диктатуры в Южном Вьетнаме против агрессии Северного, и т. п.
В Европе после Второй мировой войны во внешней политике также прявилась принципиальная составляющая, но интересы тоже никто не отменял.
Внешняя политика - многплановый процесс. На одном уровне могут превалировать интересы (напр. сотррудничество с Путиным в энергетической сфере), на другом - принципы (напр. финансовая подпитка российских НГО из госбюджета США).
Имеет значение и местная специфика - что приемлемо в странах ислама, то недопустимо в Европе.
Важно, что 1) принципиальные соображения тем не менее всегда учитываются в политических решениях и 2) центральным вопросом является насколько режим, о котором идет речь, представлет собой внешняю угрозу. Здесь и устанавливается пресловутая красная черта. Например, применение химоружия недопустимо, неважно против кого. Вторжение и аннексия недопустимы. Геноцид недопустим, неважно где.
Важно также, что страны, внутреннее устройство которых, соответствует западным принципам, a priori действуют в западных интересах, хотя иногда слишком грубо - Израиль, например. Поэтому в конфликте с палестинцами, Запад всегда будет на стороне Израиля, хотя время от времени и будет на него давить, чтобы не зарывался.
Мое сегодняшнее ощущение состоит в том, что за последние несколько недель произошла качественная перемена в западной оценке Путина - он признан недоговороспособным и враждебным по сути своей. Такое произошло в отношении к Сталину в 1946-м.
О том, что Путин именно такой, разные люди твердили с самого начала - и после Чечни и после Грузии. Но от нас отмахивались как от назойливых мух.