vaysburd: (Default)
[personal profile] vaysburd

2. Путь Бога к человеку

Путь человека к Богу и путь Бога к человеку - это совсем разные пути. И не всегда они сходятся в одной точке, как люди, роющие туннель навстречу друг другу, или как рука Бога и рука человека на знаменитой фреске Микеланджело. Конечно, в это трудно поверить - даже Карлу Барту, основоположнику диалектической теологии, который говорил именно о непознаваемости Божьих путей и их радикальном отличии от человеческих:

"Если бы Вы мне сказали, что невозможно 'верить' в существование пути Бога к нам, которому, по-видимому, не соответствует никакого пути от нас к Богу (по той причине, что это всегда исключительно только путь Бога к нам), то я мог бы Вам ответить, что в самой глубине моего сердца я думаю точно так же. Но разве не следует из самого понятия Откровения... то, что оно невероятно?"

Наиболее известен случай Иова, который прокладывал к Богу путь праведности и благочестия. А Бог проложил навстречу Иову совсем другой путь: разрушив все его благочестиво нажитое и превратив в несчастного, больного и отверженного. Поэтому встреча с Богом - потрясение для Иова: Бог встретил его совсем не там, куда он упорно шел.

Есть люди, идущие к Богу путем молитвы, поста, церковных служб - и вдруг у них рождается неизлечимо больное дитя. Некоторые теряют веру, как случилось даже с великим К. С. Льюисом, апологетом "просто христианства". Когда умерла его жена, он на некоторое время потерял ту самую веру, которую убежденно внушал своим читателям. "Неужели Он может быть таким жестоким? Что, Он - космический садист, злобный кретин? <...> Если Его идея добра так отличается от того, что мы считаем добром, тогда Его рай - это по-нашему ад и наоборот" ("Боль утраты").

Конечно, это все крайние случаи размежевания путей, которыми мы идем к Нему и Он к нам. Гораздо чаще случается, что Его путь к нам остается неведомым — и стол же непонятно, достигает ли цели наш путь к Нему. Путь человека к Богу К. Барт называет "религией" - и считает ее ценности в основном ложными, поскольку они закрывают для нас истину Откровения - путь Бога к нам. П. Тиллих так передает основную мысль диалектической теологии:

"Нет такого земного движения, ни в лоне церкви, ни вне его, ни богословского, ни светского, ни христианского, ни социалистического, которое, как таковое, было бы чем-нибудь пред лицом Бога и имело бы перед Ним святость, освященность, притязание. <...> Постоянное неприятие мира Богом, властное возвещение Суда, Кризиса, крайне парадоксальная форма этих явлений, - все вместе дало этому направлению название диалектической теологии".

Вся наша жизнь, в том числе и религиозная, какой она является перед лицом Бога, - это сплошной кризис и агония. Только благодаря кризису мы можем пережить встречу с самим Богом, точнее, открыть себя для Его встречи с нами.

Конечно, бартовскую теологию, вопреки ее общепринятому названию, можно считать недостаточно диалектичной, поскольку она предполагает истинным лишь путь Бога к людям. Но несомненно, что либеральная, или гуманистическая теология, прокладывающая путь от человека к Богу сочетанием благочестия, разума и молитвы, тоже недостаточно диалектична. Суть теологической диалектики, в отличие от философской, гегелевской, состоит в необходимости и несовместимости обоих путей: мы роем свой туннель в одном направлении, а Бог - в другом. Наш туннель заканчивается тупиком, а куда Он прокладывается туннель, мы можем догадываться только по страшным толчкам: почва сотрясается, рушатся своды, нас засыпает землей, и выхода к свету не видно.

Можем ли мы взглянуть на себя с Его стороны, в обратной перспективе, глазами самого Откровения, Апокалипсиса, самой непонятной, нечеловеческой книги из всех библейских? Кто мы: муравьи, таскающие свои соломинки? волки, подслеповато глядящие в небеса и воющие от тоски? Будь я Богом, я бы немедленно всех простил и помиловал, приблизил к себе, пусть в разной степени. Залил бы небеса светом, собрал бы ангелов петь под чарующую музыку и каждому смертному подарил бы по бессмертной взаимной любви. Я бы... Но мои представления отдают приторным дурновкусием безмятежного счастья. Потому-то я и не Бог.

Date: 2016-09-27 05:53 pm (UTC)
From: [identity profile] ltraditionalist.livejournal.com
Только благодаря кризису мы можем пережить встречу с самим Богом, точнее, открыть себя для Его встречи с нами.
------------------------------------------------------
Конгениально!

Date: 2016-09-30 06:05 am (UTC)
From: [identity profile] tipa-writer.livejournal.com
Кризису чего? Не ограничивайте Бога условиями.

Date: 2016-09-30 06:45 am (UTC)
From: [identity profile] ltraditionalist.livejournal.com
Чего угодно. В истории полно примеров, когда люди обращались к Богу в результате болезней, смертей близких им людей и других бедствий (=кризисов). Кризис - это "потрясение", которое выбивает человека из широкой, удобной, мирской "колеи" и делает его открытым для встречи с Богом. А если бы Бог встречался со всеми одинаково (без "условий", как Вы говорите), то к чему тогда Иисус Христос проповедовал УЗКИЙ И ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ СПАСЕНИЯ? Лежали бы все сутками в постели, как Обломов, или на печи, как Иванушка-дурачок, и ждали встречи с Богом. Но даже чтобы со щукой встретиться, Иванушка был вынужден слезть с печи и идти зимой на реку.

Date: 2016-09-30 11:36 am (UTC)
From: [identity profile] tipa-writer.livejournal.com
Кто обращался к Богу в результате кризиса, благополучно забывали о Боге, когда кризис миновал. Встреча не случилась. Бывают и исключения к счастью. Инициатива во встрече всегда принадлежит Богу. Спасение полностью в Его власти.

Date: 2016-09-30 06:34 pm (UTC)
From: [identity profile] ltraditionalist.livejournal.com
Вы мне напоминаете одного средневекового еретика-кальвиниста, который говорил: "Если Бог сотворил тебя, не спросившись на то твоего разрешения, то Он и спасёт тебя без твоего ведома".

Date: 2016-10-01 03:07 am (UTC)
From: [identity profile] tipa-writer.livejournal.com
Это здорово, вы не находите? Вся Библия именно об этом.

Date: 2016-10-01 03:18 pm (UTC)
From: [identity profile] ltraditionalist.livejournal.com
"Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Матф. 7:13-14).

Очевидно, что если человек сам не найдёт узкий путь, ведущий в жизнь, Бог его не спасёт.

Date: 2016-10-01 04:51 pm (UTC)
From: [identity profile] tipa-writer.livejournal.com
Совсем не очевидно. Немногие находят благодаря Богу, а не себе.

Date: 2016-10-02 07:26 am (UTC)
From: [identity profile] ltraditionalist.livejournal.com
Ну, хорошо, допустим, благодаря Богу, а не себе, Мишка спасён. Чем же спасённый Мишка отличается от не спасённого Гришки?

Date: 2016-10-03 08:21 am (UTC)
From: [identity profile] tipa-writer.livejournal.com
На вид ни чем не отличается. Только Мишка видит узкий путь и желает по нему идти в отличие от Гришки, которому этот путь до лампочки. Мишка любит Слово Божие, Гришка считает Его еврейскими сказками. Мишка что ни воскресенье, на Богослужении, а Гришка в огороде или на рыбалке.

Date: 2016-10-03 06:29 pm (UTC)
From: [identity profile] ltraditionalist.livejournal.com
Вот это неразличение как раз и свидельствует о том, что Мишка лишь мнит себя спасённым. Подлинный христианин - "письмо Христово, читаемое и УЗНАВАЕМОЕ ВСЕМИ ЧЕЛОВЕКАМИ" (2Кор.3:2). Подлинных верующих сопровождают знамения (Мар.16:17-18). Подлинные верующие - "не от мира сего", а баптисты как раз ничем не отличаются от мирских людей.

Date: 2016-10-04 10:06 am (UTC)
From: [identity profile] tipa-writer.livejournal.com
Приведите пример "письма" из ныне живущих. Те, кто в ярких одеждах с кастрюльками источающими дым? Каковы замения наблюдаете? Отражение часов в полировке стола?

Date: 2016-10-04 04:02 pm (UTC)
From: [identity profile] ltraditionalist.livejournal.com
Мели, Емеля, твоя неделя!

December 2016

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
181920212223 24
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 26th, 2017 07:12 am
Powered by Dreamwidth Studios